Семинар – практикум для воспитателей
Тема: «Проблемы современного педагога в моделировании образовательного процесса с учётом гендерного воспитания»
Цель: Определение характеристики оптимальной педагогической среды для воспитания и обучения мальчиков и девочек с позиции гендерного подхода в условиях учреждения дошкольного образования.
Задачи:
- расширить представления педагогов об особенностях гендерного воспитания;
- уточнить представления о современных методах работы по вопросам гендерного развития;
- систематизировать знания педагогов по дифференцированному обучению по гендерному признаку;
- определять стратегию сотрудничества с родителями с позиции гендерного подхода.
План проведения семинара:
- Уточнение понятий гендерное, половое, полоролевое воспитание (практическое задание);
- Типология мужской и женской силы (дискуссионная прогулка);
- Игра «Лучшие качества»;
- Формирование качеств личности;
- Практическое задание «Мальчики или девочки?»;
- Формы работы с детьми дошкольного возраста;
- Сотрудничество с родителями;
- Рефлексия.
Литература для подготовки:
- Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Девочки и мальчики – два разных мира. – М.: Линка-пресс, 1998 г.
- Елжова Н.В. Тематические педсоветы а ДОУ. – Ростов н/Д: Феникс, 2012 г.
- Климина Л.В. Гендерный подход к образованию дошкольников. – Дошкольная педагогика: Детство-пресс, № 3, 2012 г.
- Баранникова Н.А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений – М.: ТЦ Сфера, 2012 г.
Ход семинара
1 слайд
- Гендерное воспитание. Что это? Аналог полового воспитание, хорошо забытое старое дань моде к новым словам или создание вариативных моделей образования и новых форм обучения?
1. Понятия «пол», «гендер», «воспитание».
- Давайте разбираться в терминах.
Работа в группах. Создание проблемной ситуации: со всеми согласны определениями или нет?
Определения на столах у педагогов:
- Половое воспитание – воспитание, основанное на знании, прежде всего физиологических особенностях полового развития ребёнка, т.е. какие внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие следует считать отклонениями от нормы.
- Половое воспитание — это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. В составе воспитания индивида половое воспитание представляет один из видов его содержания.
2 слайд.
Одна из важнейших категорий – категория пола – биологическое деление людей на мужчин и женщин, в котором ребёнок впервые определяет себя как индивидуальность. На втором году жизни, ещё не выделяя себя из других людей и не называя, ребёнок уже знает мальчик он или девочка. На первых порах ребёнок умеет называть свой пол, но не более того. Почему это так – объяснить он не умеет. Пол понятие многогранное, рассматриваемое в науки с разных точек зрения: биологической, психологической, медицинской, педагогической и т.д. Обратите внимание, что на первом месте стоит биологический. (биологические особенности, фундамент)
3 слайд.
В психолого-педагогической литературе мы встречаем и понятие – «гендер» (gender).
«Гендер» по одним источникам – «род» (англ) по другим «представление, презентация».
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
- Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
- Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные, и культурные различия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.
- Гендер – социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом, но возникают во взаимодействии людей.
- Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
4 слайд.
«Гендер» и «пол» - понятия не тождественные. Термин «пол» делает акцент на биологических особенностях, «гендер» - на социокультурных, которых общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. То есть, в конечном счёте, не биологический пол, а социокультурные нормы определяют различия в психологических качествах, моделях поведения, видах деятельности, профессиях женщин и мужчин.
Вопросами гендерного воспитания и многочисленными исследованиями занимались О.А. Воронина, Д.В.Еремеева, И.С.Кон, Д.В. Колесов, Т.П. Хризман,Т.А.Репина и др.
5 слайд.
В литературных источниках можно встретить понятие «полоролевое воспитание»
Исходное понятие – «половая роль» По мнению В.Е. Кагана, это система предписаний, модель мужского или женского поведения.
- Полоролевое воспитание дошкольника рассматривается как, социально, педагогически и личностно обусловленный процесс овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, осуществляемый на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме.
В какой образовательной области включено гендерное воспитание? (Социализация)
- Вспомните, пожалуйста, какое интегративное качество напрямую связано с гендерным воспитанием? (Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
6 слайд.
Практическое задание. Работа в группах с программами.
Задание: выделить задачи гендерного воспитания.
Подведение итога. Показ слайдов 7, 8, 9, 10, 11.
12 слайд.
2. Типология женской и мужской силы
- Чтобы правильно идентифицировать стереотипы «настоящая женщина» и «настоящий мужчина» вернёмся в историю вопроса.
В восточной философии существует пара Инь и Ян. Инь и Ян – это две космические силы, которые противопоставляются друг другу, постоянно трансформируются одна в другую, создавая саму жизнь. (Обратить внимание на рождение точек).
Инь - его топологическое изображение на плоскости – кольцо с точкой в центре. Топологическое отображение мужского начала – вектор, имеющий начало, направление и импульс движения – Ян. Женщина всё делает по кольцу, кругу. Она окружает ситуацию и усиливает её. Накручивает. Порождает позитив и негатив. Движение мужчины – это векторное движение во всех направлениях.
Дискуссионная прогулка.
Взгляд на одну и ту же проблему мужчины и женщины.
Вернёмся к нашим качелям. Если на одну и ту же проблему смотрим одинаково, качели находятся в равновесии.
Слайд 13. Ситуация 1.
Ужин. Возвращение с работы.
Ж. – спросит «Вы кушали?» М.- скажет «Я хочу есть!»
Слайд 14. Ситуация 2.
Уборка квартиры.
Ж. – Во-первых приказывает мужу или ставит перед фактом, а чтобы действительно помог, нужно просить и за несколько дней.
Женщина убирает квартиру по кругу. Вытирает пыль в 1-ой комнате затем во второй, моет пол в в 1-ой комнате затем во второй, по ходу переходя из комнаты в комнату может ещё, что-то подобрать на полу. Затем убирает шкаф и т.д.
М.- Всё делает снизу вверх, пылесосит, вытирает пыль, если на пути шкаф то уберёт в шкафу, но в одной комнате.
Слайд 15. Ситуация 3.
Ребёнка нет поздно дома
Ж. – мечется, думает о плохом, если муж дома начнёт ему высказывать претензии, покричит.
М. – после прихода быстро сделает ребёнку внушение, или даст ремня и вскоре об этом забудет.
Слайд 16. Ситуация 4.
Муж задержался на работе
Ж. – создаёт цветное кино, становится режиссёром постановщиком. Получил з/п пошёл к друзьям и т.д.
М. – Много работы, вот и задержался.
Поступки мужчин и женщин – это, как качели. Качели качались всегда, но сиденья находятся вместе, на одной палке. Мужчины и женщины в жизни должны жить парами, это два пола единой сущности, тогда в их жизни происходит гармоничное восприятие окружающего мира.
3. Игра «Лучшие качества»
Участникам необходимо назвать качества, которые хотели бы видеть в своём партнёре.
Слайд 17. Женские качества:любовь, чистота, верность, кротость и смирение, целомудрие, обаяние, женственность, милосердие, красота, нежность, доброта, скромность, изящество, мягкость, ласка.
Слайд 18. Мужские качества:Мудрость, воля, целеустремлённость, решительность, сила, забота мужчины о женщине, мужество, храбрость, ответственность, смелость, надёжность, самоуважение, тактичность.
- Учёные считают, что допустимо формировать у мальчиков и маскулинный гендерный тип (мужской тип, авторитарный) и феминный (подчинённое поведение, ведомые), и наоборот, (а так же ещё есть андрогинный гендерный тип – не привязаны к традиционным нормам и недефференцированный – отвергают и женский и мужской стили поведения)
4.Формирование качеств личности.
- Перед нами, как перед педагогами стоят актуальные вопросы КАК? КОГДА? И КАКИМ ПУТЁМ?
Слайд 19.
В динамике формирования гендерной идентичности модно выделить три основных периода:
- понимание половых различий; (к 2-м годам, например, ребенок различает людей по одежде, обнажённых не различает)
- осознание своего пола; (к 4-5 годам мальчик рассмеётся, если ему скажут, что он превратится в девочку)
- гендерная идентификация ( происходит к 7 годам и в течение всей жизни. Это представление о самом себе как о представителе мужской или женской группы)
- А через что мы воспитываем эти качества у детей в детском саду?
Слайд 20.
- Через игрушки;
- Дифференцированный подход;
- Игры;
- Работу с родителями.
Слайд 21. Дифференциация – учёт индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей. Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной формой работы и индивидуальной работы с каждым ребёнком. По характерным индивидуально-психологическим особенностям, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:
- По возрастному составу;
- По полу;
- По области интересов;
- По уровню развития детей;
- По личностно-психологическим типам (темпераменту, типу мышления);
- По уровню здоровья детей.
Слайд 22.
5. Практическое задание «Мальчики или девочки?»
Педагогам предлагается по описанию определить пол, соответственно распределив карточки.
ДЕВОЧКИ |
МАЛЬЧИКИ |
Рождаются более зрелыми на 3-4 недели |
Начинают ходить на 2-3 месяца позже |
Чувствительны к шуму |
Начинают говорить на 4-6 месяцев позже |
Больше развита чувствительность кожи |
Более подвижны |
Опираются на ближнее зрение |
Трудновоспитуемы |
Раскладывают игрушки возле себя |
До 8 лет острота слуха выше |
Смотрит при ответе на вопрос в глаза |
Игры опираются на дальнее зрение |
Вопросы задаются для установления контактов |
При ответе на занятиях смотрит на парту, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает |
Всё надо объяснять конкретно |
Вопросы задаются конкретно, для получения информации |
Лучше развиты беглость речи и скорость чтения |
Можно недообъяснить, чтобы организовать ситуацию поиска знаний |
Мозг готов к ответу на любую неприятность |
Лучше решают задачи |
Лучше отгадывают кроссворды |
|
Более раздражительны |
|
Более возбудимы |
|
Более нетерпимы |
Данные из книги В.Д. Еремеевой Т.П. Хризма «Девочки и мальчики – два разных мира»
Слайд 23.
6. Формы работы с детьми дошкольного возраста.
- специально организованная непосредственная образовательная деятельность в регламентированное время;
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые, театрализованные игры, игры-перевоплощения;
- подвижные игры;
- проектная деятельность;
- конкурсы;
- организация различных выставок;
- встречи с интересными людьми;
- экскурсии, целевые прогулки;
- просмотр видеофильмов;
- тематические вечера и досуги;
- творческая деятельность детей;
- составление рассказов детей.
Слайд 24.
- Сотрудничество с родителями
- мониторинг;
- анкетирование;
- проведение месячников к знаменательным датам;
- проведение семинаров-практикумов, родительских собраний, круглых столов, дискуссий, конференций;
- беседы;
- консультации;
- тематические вечера;
- досуги;
- организация различных выставок;
- творческая деятельность родителей (проекты, поделки, сочинения, создание генеалогического древа семьи, различные книги-самоделки, участие в конкурсах, фоторепортажах, посещение музеев, театров и т. д.);
- совместные субботники по благоустройству территории детского сада;
- проведение Дня открытых дверей;
- просмотр родителями различных видов деятельности с детьми;
- вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее).
Образовательный и воспитательный процессы необходимо строить с учетом всех перечисленных особенностей, с ориентацией на обе гендерные подгруппы. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый педагог при организации своих занятий, воспитательной работы. Если раньше цели обучения определялись, как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня с введением ФГОС целью обучения становится общекультурное и познавательное развитие детей.