Понятие, формы, виды коррупции и ее влияние на развитие общества
Коррупция [лат. corruptio] означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.
Коррумпировать [лат. corrumpere] – подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.
В научной, учебной, общественно-публицистической литературе, в некоторых нормативно-правовых и политических документах существуют различные определения коррупции.
Данное понятие нашло свое отражение в разных словарях и энциклопедиях. В частности, в «Словаре русского языка» коррупция определяется как «как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей». В «Политическом словаре»: коррупция – это «разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей».
Учебное пособие по уголовному праву трактует, что «в широком смысле слова коррупция – социальное явление, поразившее публичный аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах».
Закон о борьбе с коррупцией, принятый на 13-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (постановление № 13-4 от 3 апреля 1999 г.), определяет коррупцию (коррупционные правонарушения) как «не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ государственными должностными лицами, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного представления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ».
В наиболее общем смысле коррупцию можно определить как использование должностным лицом своего положения в целях получения личной выгоды.
Практика показывает, что на сегодняшний день коррупция проявляется в различных формах. Среди них: взяточничество, вымогательство, протекционизм, лоббизм, непотизм, незаконное распределение общественных ресурсов, незаконная приватизация, необоснованное предоставление льготных кредитов и заказов, незаконное финансирование политических партий и общественных организаций, др.
В настоящее время выделяются следующие виды коррупции:
административная коррупция – намеренное внесение работниками госучреждений и других организаций искажений в процесс предписанного исполнения существующих законов и правил с целью предоставления преимуществ и льгот заинтересованным лицам;
бытовая коррупция – является разновидностью административной коррупции и порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. Это различные подарки, подношения и услуги от граждан должностному лицу и членам его семьи;
деловая коррупция – неформальные платежи при возникновении взаимодействия власти и бизнеса;
корпоративная коррупция – межфирменные подкупы работников коммерческих структур;
партийная коррупция – отстаивание интересов бизнеса через теневое финансирование партийных боссов.
В мировой практике выделяется и такая разновидность коррупции как «пленение государства», которая включает в себя действия отдельных лиц, групп или фирм как в государственном, так и в частном секторах с целью оказания влияния на формирование законов, законодательных актов и других инструментов государственной политики, в результате чего обеспечиваются соответствующие преимущества в процессе перераспределения государственной собственности, финансовых ресурсов и иных благ в свою пользу.
Особой разновидностью коррупции на международной арене является политическая коррупция.
В послевоенный период эту форму коррупции активно используют США для продвижения своего имперского влияния во многих странах мира. За долгие годы в Америке создан достаточно эффективный механизм продвижения и защиты своих жизненно важных интересов.
Следует подчеркнуть, что глобализация неотделима от империй. Нельзя понять природу глобализма, если не осознавать, что США – американская империя, это то, что лежит в основе современного этапа глобализации и является движущей силой данного процесса.
Продвижение своих имперских интересов Соединенные Штаты осуществляют под такими идеологическими ширмами как «защита и расширение демократии», «борьба с терроризмом», «проведение гуманитарных операций», «обеспечение жизненно важных интересов», «поддержка либеральных свобод», «помощь «цветным революциям» и т. д.
В конце прошлого столетия коррупционные механизмы американцы активно использовали в Сербии, Польше, Черногории, Грузии, Казахстане, Киргизии и в Украине.
Классическим примером в этом плане является то, что после прихода к власти в Грузии М. Саакашвили грузинским чиновникам фактически легально платили зарплату из фонда американского миллиардера Джорджа Сороса.
Коррупция всегда активно развивается, когда страна находится в стадии реформ и особенно при переходе от жестко централизованной к рыночной экономике.
Так было и во времена перестройки, в ходе которой проходила не просто модернизация, а коренная ломка общественных, государственных и экономических устоев, сопровождающаяся разложением морально-нравственных ценностей общества, что составляло питательную среду для коррупции.
Помимо прямого негативного влияния на экономические процессы коррупция воздействует на социально-политический аспект.
Препятствие коррупции экономическому развитию выражается в следующем:
средства, аккумулируемые с помощью взяток, как правило, оседают в форме недвижимости, сокровищ, сбережений (в большинстве случаев – в иностранных банках);
предприниматели вынуждены тратить значительное количество времени на диалог с нарочито придирчивыми чиновниками, даже если удается избежать взяток;
поддерживаются неэффективные проекты, финансируются раздуваемые сметы, выбираются неэффективные подрядчики;
коррупция стимулирует создание чрезмерного числа инструкций, чтобы затем за дополнительную плату «помогать» их соблюдать;
происходит отток с государственной службы квалифицированных кадров, морально не приемлющих системы взяток;
возникают препятствия для реализации макроэкономической политики государства, поскольку коррумпированные низшие и средние звенья системы управления, с одной стороны, искажают передаваемую правительству информацию, а с другой – подчиняют реализацию намеченных целей собственным интересам;
коррупция деформирует структуру государственных расходов, так как коррумпированные политики и чиновники склонны направлять государственные ресурсы в сферы деятельности, где невозможен строгий контроль, выше возможность вымогать взятки и получать так называемый откат;
увеличиваются затраты для предпринимателей (в особенности для мелких фирм, более беззащитных перед вымогателями) вследствие того, что взятки превращаются в своего рода дополнительное налогообложение;
коррупция и бюрократическая волокита при оформлении деловых документов тормозят инвестиции (особенно зарубежные).
Негативное влияние коррупции на социально-политические процессы заключается в том, что:
усиливается социальная несправедливость в виде нечестной конкуренции фирм и неоправданного перераспределения доходов граждан, ведь дать более крупную взятку может как не самая доходная фирма, так и преступная организация. В результате растут доходы взяткодателей, взяткополучателей при снижении доходов законопослушных граждан;
коррупция в системе сбора налогов позволяет более состоятельным людям уклоняться от них и перекладывает налоговое бремя на плечи более бедных граждан;
коррупция в высших эшелонах власти, становясь достоянием гласности, подрывает доверие к ним граждан и ставит под сомнение их легитимность;
коррумпированный управленческий персонал психологически не готов поступаться личными интересами ради общественных целей;
коррупция дискредитирует правосудие, поскольку правым оказывается тот, у кого больше денег, влиятельных знакомств и меньше нравственных самозапретов;
коррупция создает угрозу демократии, поскольку лишает население нравственных стимулов к участию в выборах и других важных общественно-политических мероприятиях в жизни страны;
коррупция в аппаратах, отвечающих за правоприменение (армия, полиция, суды и др.), позволяет организованной преступности расширять свою деятельность в частном секторе и даже создавать симбиоз организованной преступности в этих организациях;
коррумпированные режимы не пользуются поддержкой в обществе, а потому они политически неустойчивы и неперспективны.