Ребенок, достигший младшего школьного возраста должен обладать определенным «набором» знаний и навыков.
Прежде всего следует проверить знает ли Ваш ребенок ответы на следующие вопросы:
- Как его зовут?
- Сколько ему лет?
- Когда день рождения?
- Где живет (страна, город, улица, дом, квартира)?
Выяснить, умеет ли ребенок отличать различных животных (диких, домашних) и растения (хотя бы те, которые растут в вашей местности), имеет ли он представление о бережном отношении к природе и её охране.
Узнайте способен ли Ваш ребенок:
- Давать развернутые ответы на вопросы и задавать их (чаще у детей возникает один вопрос: «А что это?»
- Строить рассказы по картинке (картинам).
- Сочинять сказки.
- Находить слова с определенным звуком.
- Членить предложения.
- Заучивать наизусть стихи (прозу).
Знает ли он:
- Цифры (от 0 до 10).
- Дни недели и месяцы (последовательно).
Может ли он:
- Назвать числа в прямом и обратном порядке.
- Соотносить цифру и число предметов.
- Составлять элементарные задачи на сложение и вычитание и решать их.
- Ориентироваться на листе бумаги в клеточку.
- Правильно держать карандаш. Ручку, кисточку.
- Рисовать как определенные предметы, так и сюжетные картинки.
- Лепить одиночные фигурки и целые композиции.
- Изготавливать различные аппликации из бумаги разной фактуры.
Любит ли ваш ребенок выполнять различные физические упражнения:
- Под музыку;
- В заданном темпе;
- Ритмично передвигаться.
Любит ли Ваш ребенок принимать участие в элементарных спортивных играх, таких, как:
- Классики;
- Бадминтон;
- Настольный теннис;
- Игры с мячом.
Умеет ли Ваш ребенок:
- Петь, правильно передавая мелодию;
- Инсценировать нехитрую «музыку»;
- Ритмично двигаться под музыку.
Безусловно, это лишь малая толика всего, что должен знать и уметь ребенок. Необязательно все это у него должно получаться «на отлично». В таком случае Ваша первая задача – не паниковать. Спокойно и постепенно начинайте с ребенком постигать то, что не знает и не умеет. При этом важно соблюдать некоторые правила:
- Не торопить ребенка.
- Учитывать его настроение, самочувствие, желание.
- Помнить дошкольный возраст – это возраст игры, поэтому некоторые понятия, тяжело даютс
Рекомендации нейропсихофизиологов для родителей будущих первоклассников
(из книги В.Д. Еремеевой «Мальчики и девочки – два разных мира»).
-
Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
-
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.
-
Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное – по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.
-
Не переучивайте левшу насильно - дело не в руке, а в устройстве мозга.
-
Не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите его за успехи и достижения.
-
Помните, что при поступлении ребёнка в школу его цели и мотивы отличаются от целей взрослого: ребёнок ещё не в состоянии ставить познавательные цели.
-
Учитесь вместе с ребёнком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
-
При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребёнка. Пытайтесь выяснить объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.
-
Проведите «ревизию» ошибок ребёнка при письме, чтобы понять, с чем связаны трудности: с плохим фонематическим слухом, низкой слуховой и зрительной памятью, с тем, что не формируется зрительный образ слова, или с чем-то другим.
-
Помните: для ребёнка чего-то не уметь, что-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребёнком своё превосходство в знаниях.
-
Приводя ребёнка в 1 класс, необходимо отчётливо понимать, что для него должны меняться не только место пребывания, режим, вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена психологически очень трудна.
-
Имея дело с первоклассниками, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребёнка совершенно по-разному. Для ребёнка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной- он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в трудной ситуации.
-
Ребёнок не должен панически бояться ошибаться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаться. Старайтесь не вырабатывать у ребёнка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни, и радость познания.
-
Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в «хотения» ребёнка.
-
Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить её. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребёнка.
-
Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребёнок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
-
Никогда не забывайте, что мы ещё очень мало знаем о том, как несмышлёное дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – «не навреди».