Конспект по ознакомлению окружающим миром в средней группе на тему «Волшебное дерево»
Цель: знакомство со свойствами дерева
Задачи:
Развивающие. Развивать мыслительную активность, внимание, умение делать выводы. Формировать навыки соблюдения правил безопасности.
Образовательные. Учить узнавать вещи, изготовленные из дерева, на основе опытов определять качества и свойства дерева.
Речевые. Обогащать активный словарь детей словами: качество, свойство.
Воспитательные. Воспитывать отзывчивость, доброжелательное отношение.
Оборудование: Старичок – лесовичок (взрослый), деревянные кубик), емкости с водой, спиртовка, спички, нож, деревянные предметы, большой лист бумаги, маркер, мяч.
Раздаточный материал: деревянные кубики (по количеству детей).
Предварительная работа: игры с деревянными игрушками, рассматривание веток и спилов деревьев, дидактическая игра «Какой, какая», словарная работа «кладовка».
Методические приемы: сюрпризный момент, дидактическая игра «Деревянные предметы», беседа, обследование предметов, простейшие опыты, рассказ воспитателя, , рефлексия, подведение итогов.
Ход занятия
Стук в дверь. Приходит Лесовичок. У него в корзине лежат деревянные кубики.
-Здравствуйте, дети! Я нашел в своей кладовочке вот эти предметы, что это такое, из чего они сделаны, и что с ними делать не знаю. Может, вы мне поможете?
Воспитатель:
-Дети, поможем Лесовичку? Давайте рассмотрим эти предметы. (Раздает детям кубики. Что же это такое? (Это деревянные кубики.)
— Что значит деревянные? (Деревянные - значит сделанные из дерева)
— А кто их сделал? (Человек).
— Я нарисую на листе бумаги простое изображение дерева и человека, чтобы вы запомнили, что кубики эти сделаны из дерева и их сделал человек.
Исследовательская деятельность.
Воспитатель:
Ребятта,а теперь мы с вами определим, какие кубики на ощупь (Гладкие)
-Дети, как вы думаете, сможем ли мы переломить кубики? Давайте попробуем? (Дети предполагают: что смогут, не смогут. Воспитатель обращается к Лесовичку, просит высказать свое мнение. Лесовичок и дети пробуют переломить кубики. У них ничего не получается.
Воспитатель подводит итог. Это значит, что кубики-прочные.
-Дети,а что случится, если наши кубики упадут на пол? (Дети предполагают: разобьется, не разобьется. Воспитатель обращается к домовому, просит высказать свое мнение)
-Проверим наши предположения: уроним кубики на пол..Разбился кубик? (Нет).
Ребята, как вы думаете, что произойдет с кубиками, если их опустить в воду, утонут они или нет ? Лесовичок, а ты как думаешь? (Дети предполагают- утонет, не утонет. Теперь опустим деревянные кубики в воду. (Дети подходят к ванночкам с водой). Что происходит с кубиками? (Плавают в воде. Не тонут.) .
Воспитатель:
-Дети, а теперь давайте попробуем разрезать деревянный кубик ножом? Дети предполагают: сможете, не сможете. Воспитатель обращается к Лесовичку просит предложить свою гипотезу.
Физкультминутка
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
— Скажите, ребята, а почему я вам не раздала ножи? Ножи острые. Вы маленькие можете пораниться. Маленьким детям нельзя брать в руки ножи.
-А теперь, дети и ты Лесовичок, посмотрите внимательно, что я делаю.
Воспитатель срезает ножом тонкую лучину от деревянного кубика. Подтверждается гипотеза, что деревянный брусок можно разрезать, но надо приложить усилие.
Воспитатель:
-Для следующего опыта нам нужен огонь. Дети, вам можно зажигать огонь? Почему? Как вы думаете, что случится, если я подержу лучину над огнем?
Воспитатель говорит, что с огнем люди обращаются осторожно. Зажигает спиртовку. Подводит лучину к огню. Делают вывод: дерево горит.
Воспитатель:
-Давайте теперь вспомним, что мы узнали о деревянном кубике?
Дети составляют рассказ:
— Это — кубик брусок. Его сделал человек. Он гладкий; прочный; не бьется; в воде не тонет; режется, но с трудом; горит.
Воспитатель:
-Такими свойствами обладают и другие предметы, сделанные из дерева А теперь мы с вами поиграем в игру. Я вам буду кидать мяч и называть предмет. А вы ловить мяч и говорить - сделан он из дерева или нет. Да или нет.
Проводится дидактическая игра «Деревянные предметы»
Рефлексия.
Воспитатель:
-Что нового вы сегодня узнали?
-Что было вам знакомо?
-Что было сложно делать?
-Что больше запомнилось?
Итоги.
Воспитатель:
Лесовичок. Ребята, я благодарю вас за то, что помогли мне много узнать о деревянных предметах. Сколько волшебных деревьев растет в моем лесу! Теперь я сам смастерю из дерева посуду, мебель, игрушки многое другое.
Лесовичок прощается с детьми.