Развиваем мелкую моторику рук
«Чем умнее руки, тем умнее ребёнок»
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Мелкая моторика - это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.
В быту человеку постоянно требуется совершать какие-либо действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.
Развитие мелкой моторики у детей крайне важно для их развития в целом. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, восприятием, вниманием ребёнка. Чем лучше развита мелкая моторика, тем эффективнее работает нервная система. От развития мелкой моторики зависит ловкость и гибкость движений рук, скорость реакции ребёнка на внешние раздражители.
С анатомической точки зрения в головном мозге человека центры, отвечающие за развитие мелкой моторики, расположены очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев кистей рук, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Помните: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Примеры игр и упражнения для развития мелкой моторики:
- Лепка из глины, пластилина, теста, снега, песка;
- Рисование или раскрашивание картинок (ручками, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.). Используются нетрадиционные техники рисования: пальцем, зубной щеткой, свечкой, манкой, солью;
- Изготовление поделок, аппликаций из бумаги, из природного материала (шишек, желудей, соломы и т.д.);
- Конструирование;
- Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков;
- Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке;
- Подбор, закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д.;
- Нанизывание на шнурок бусинок, пуговиц, макарон (летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.);
- Плетение косичек из ниток, венков из цветов;
- Все виды ручного творчества;
- «Золушка»: перебрать рис, гречку, пшено, горох, макароны разного сорта - ракушки, спиральки, трубочки;
- Игры в мяч, с кубиками, пирамидками, мозаикой, пазлами;
- Игры с вкладышами, матрешками;
- Игры с прищепками;
- Теневой театр;
- Графические упражнения (рисование по трафаретам, «Лабиринт», «Штриховка», «Обведи рисунок», «Соедини по точкам», «Нарисуй такую же картинку», «Дорисуй», графический диктант);
- Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;
- Выкладывание фигур из счетных палочек (спичек);
- «Сундук с сокровищами» («Волшебный мешочек»): ребенок с закрытыми глазами достает мелкие предметы и угадывает их на ощупь);
- Выкладывание картин из пуговиц или камешков Марблс;
- Игры с магнитами: прикрепить их к разным поверхностям, придумать сказку и т.д.
Советы родителям при работе по развитию мелкой моторики.
1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
2. Задание, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено взрослым (отрепетированы движения, выучен текст).
3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.
4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.
5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.
6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.
7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.
8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребёнком) стихотворения.
9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.
10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!
Помните: Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление, память и внимание ребенка.