Методические рекомендации для педагогов по раннему выявлению семейного неблагополучия
«Дети – это наше настоящее,
будущим они могут стать,
лишь если мы поможем
им сегодня.
Завтра будет поздно».
А. Лиханов
Детский мир – особый мир. Кому-то не хватает родительского тепла и внимания, кто-то замыкается в себе, не надеясь на понимание окружающих. Самое главное – мы должны сердцем понять и принять, что дети не виноваты в возникающих конфликтах и проблемных ситуациях. В первую очередь виноваты взрослые, не осознавшие в полной мере ответственности за своё поведение и отношение к детям. Детство – короткий, но важный этап в жизни человека. Именно в этот период формируются качества, необходимые во взрослой жизни. Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутрисемейные... Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться «частным делом».
Если говорить о ранней профилактике семейного неблагополучия, то она должна быть органически согласована с социальной реальностью, окружающей семью, а значит, с ситуацией в стране, состоянием ее экономики и теми социальными рисками общества, которые в нём присутствуют.
Острый социальный кризис, охвативший нашу страну, отразился не только на материальном благополучии, но и на нравственном здоровье семьи. Семья – эта главная и естественная система социальной и биологической защиты ребенка –оказалась в кризисной ситуации. Впервые со времен войны смертность превысила рождаемость, распадается каждый третий брак, из сотен тысяч детей-сирот, находящихся на попечении государства, около 95% - это сироты при живых родителях. Проблема социального сиротства - одна из острейших проблем общества. К причинам социального сиротства можно отнести следующее: социальная несостоятельность родителей, аморальный образ жизни, рост алкоголизма, особенно среди женщин, что приводит к увеличению числа детей, находящихся в опасных для них условиях.
Алгоритм выявления:
- Ежегодно с 1 сентября до 1 января посещаются все семьи воспитанников учреждений образования.
- В случае наличия критериев и показателей социально опасного положения в семье данная ситуация рассматривается на заседании Совета по профилактике учреждения. Далее, при необходимости, следует обращение в районный координационный совет для рассмотрения вопроса о признании несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении.
Нужно говорить о неблагополучии когда имеют место:
- родители практически не заботятся о материальном обеспечении ребенка;
- родители уклоняются от общения с педагогами УДО, не посещают родительские собрания, не интересуются жизнью ребенка в учреждении;
- имеется информация о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей в отношении несовершеннолетних детей и т.п.
При изучении особенностей семейного воспитания несовершеннолетнего воспитателю необходимо обратить внимание на санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения, обеспеченность ребенка предметами первой необходимости (одежда, обувь по сезону, предметы личной гигиены, школьные принадлежности), наличие места для приготовления уроков, для сна и отдыха; особое внимание необходимо обратить на взаимоотношения между членами семьи. Недопустимо при посещении семей несовершеннолетних выяснение информации о размерах доходов, наличии денежных вкладов и т.п.
Внешние поведенческие признаки ребенка, находящегося в социально опасном положении:
- Систематические опоздания.
- Ребенок боится идти домой.
- Убегает из дома.
- За ребенком приходят дальние родственники, знакомые, соседи.
- Ребёнок часто беспричинно отсутствует в учреждении образования.
- Жалуется на голод (на недосыпание, дискомфорт в семье или другое).
- Совершает самоповреждающие действия (режет руки лезвием, щиплет, выдергивает волосы, бьется головой о стену и др.).
- Замкнут (или депрессивен).
- Агрессивен.
- Избегает физического контакта.
- Имеет следы побоев.
- Носит скрывающую тело одежду, не подходящую по погоде (отсутствие у ребёнка необходимой сезонной одежды, обуви).
- Имеет неопрятный внешний вид.
- Демонстрирует вызывающее (соблазняющее) поведение.
- Преобладает низкая самооценка.
- Со сверстниками имеет плохие взаимоотношения.
- Характерно резкое изменение веса (его снижение или увеличение).
- Истерическая, эмоциональная неуравновешенность.
- Родители приходят в учреждение (на собрание или по приглашению воспитателя) в нетрезвом состоянии (эпизодически / систематически).
Памятка педагогу:
- Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.
- Помните, что психологическая атмосфера в детском коллективе, прежде всего, зависит от отношения к человеку, как высшей ценности.
- Умейте слушать детей.
- Не забывайте, что у детей могут быть конфликты, и что вы можете спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью.
- Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более эмоциональны, ранимы.
- Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым ребятам.
- При общении с детьми педагог на должен забывать об эмпатии (сочувствие, сопереживание ребенку) и педагогической рефлексии (объективной оценки себя, самоконтроль).
- При работе с «трудными» детьми следует так организовывать деятельность, при которой «трудному» ребёнку был бы гарантирован успех, как следствие, уважение сверстников, то есть обеспечить «ситуацию успеха».